Архив медицинских новостей Декабрь-2015

Мой внутренний мир: мозг, кишечник и микробиом

Результаты многочисленных исследований, проводившихся в последние годы, свидетельствуют о том, что именно изменения состава микробиома ведут к различным заболеваниям.

Девять к одному

На каждую собственную клетку тела человека приходится девять микроорганизмов, поэтому неудивительно, что существуют взаимосвязь между ними и патологическими процессами в организме. В норме микробиом находится в сбалансированном состоянии, но он очень чувствителен к изменениям.

Имя им – легион. Их больше, чем людей, которые когда-либо рождались на свет. В организме моих собственных генов - как минимум в 100 раз меньше, чем их. Если хорошенько подумать, то я – это мои микробы. Примерно так научный журналист Эд Йон (Ed Yong) с BBC рассказывает про суперорганизм - объединение человека и его микробиома, сосуществующих и помогающих друг другу.

Фото: nwfsc.noaa.gov

Общеизвестно, что на его состояние влияет прием антибиотиков, но кроме этого кишечные бактерии реагируют и на изменение рациона питания, причем эффект оказывают даже краткосрочные диеты. Общий состав микроорганизмов зависит от предпочтений в еде: например, в микрофлоре кишечника людей, употребляющих много белка и животных жиров, преобладают бактероиды (Bacteroides), а у предпочитающих продукты , богатые углеводами и клетчаткой, –  превотеллы (Prevotella). При метаболических расстройствах состав флоры значительно беднеет.

Изменения микробиома могут привести к ожирению. Исследовательская группа из Университета Айовы (University of Iowa) получила очередное подтверждение того, что кишечные микроорганизмы влияют на состояние организма. Ученые провели эксперименты на мышах и показали, что изменения микробиома, вызванные приемом лекарств, замедляют скорость метаболизма в покое, что может приводить к развитию ожирения.

Не всегда ясно, влияет ли микробиом на появление болезни или меняется под воздействием уже существующего заболевания – во многих случаях это трудно отследить. Изменение бактериального набора в кишечнике зафиксировано при недоедании, ожирении, сердечно-сосудистых заболеваниях, сахарном диабете второго типа и некоторых типах рака. Модификации состава микробиома во многих частях тела описаны при заражении вирусами иммунодефицита человека, гриппа, гепатита В и палочками Коха, вызывающими туберкулез. Исследователи считают, что более детальное изучение взаимодействия «своих микроорганизмов» и патогенных, поможет в будущем понять, как это влияет на развитие тех или иных заболеваний, а также найти способы повлиять на их ход. Пока, впрочем, информации об этом недостаточно.

Доказано, что микробиом напрямую влияет на появление некоторых болезней. Например, искусственные подсластители и пищевые эмульгаторы изменяют кишечную микрофлору и вызывают воспаление кишечника, из-за чего может развиться метаболический синдром

Кроме того, появилась теория, связывающая возникновение постоянного несильного воспаление в старости с микроорганизмами. Низкий уровень воспаления вызван повышением концентраций фактора некроза опухоли, интерлейкина-6 и С-реактивного белка. Микрофлора кишечника может влиять на иммунную систему и провоцировать развитие воспалительных реакций, возможно, что она также играет роль в возникновении воспаления у пожилых людей.

Мозг, кишечник и микробиом

Удивительно, но влияние микробиома может распространяться и на центральную нервную систему. Микроорганизмы могут влиять не только на работу желудочно-кишечного тракта, но и на поведение, и когнитивные функции человека. Недавно было показано, что рацион с высоким содержанием жиров привел к изменению микробиома мышей, а это в свою очередь вызывало  повышение тревожности животных и нарушения памяти.

Кишечные бактерии способны продуцировать белки, подавляющие аппетит спустя 20 минут после приема пищи. Все это свидетельствует о том, что во многом регуляцией насыщения управляет наша микрофлора, а не сам человек.

Многое во взаимодействии центральной нервной системы, микробиома и кишечника пока не изучено. Однако большая роль отводится так называемому «дырявому кишечнику». В норме одна из основных функций кишечной микрофлоры – оградительная. Слой слизи создает защитный барьер, через который проходят лишь некоторые молекулы. Патогенные микроорганизмы могут вызвать повышение проницаемости кишечника. Это часто приводит к хроническому воспалению, наблюдаемому при некоторых психических расстройствах. Поэтому кишечный микробиом может быть ответственен даже за развитие депрессии.

Фото: Christos Georghiou/Shutterstock.com

Многие пациенты с синдромом раздраженного кишечника страдают от депрессивных и тревожных симптомов, а тяжесть этих состояний коррелирует с нарушениями в кишечнике. Более того, некоторые исследователи связывают заболевания желудочно-кишечного тракта с тревогой, аутизмом, шизофренией и нейродегенеративными расстройствами. Есть мнение, что повлиять на поведение пациента может даже прием антибиотиков.

Ученые уже разработали специальное программное обеспечение, которое поможет детально изучить сложные взаимодействия между мозгом, микробиомом и здоровьем человека.

Давно известно, что проницаемость кишечника увеличивается на фоне стресса. Теперь стало ясно, что именно микрофлора выступает посредником между этими двумя событиями. Стрессовые ситуации влияют не только на микробиом кишечника. Они могут вызывать изменения состава вагинальной микрофлоры матерей, снижая количестволактобактерий. Это может привести к изменениям развития нервной системы и метаболического профиля.

В экспериментах на мышах получены и вовсе невероятные данные: изменение состава микробиоты влияет на проницаемость гематоэнцефалического барьера  и способствует миелинизации – по крайней мере, в некоторых зонах мозга.

Несмотря на это, пока еще не до конца понятно, как микробиом влияет на здоровье человека и каковы механизмы этого влияние. Роб Найт (Rob Knight) из Калифорнийского университета отмечает, что пока рано говорить о том, что пробиотики точно помогут справиться с нервными расстройствами, хотя это и не мешает некоторым фармкомпаниям делать подобные заявления.

Важные молекулы

Каким же образом микроорганизмы воздействуют на своего хозяина? Иногда они мигрируют из места своего нормального обитания в другие участки организма. Но чаще влияние оказывают молекулы, синтезирующиеся  в процессе метаболизма микроорганизмов. Это полисахариды, нуклеиновые кислоты, структурные белки, короткоцепочечные жирные кислоты.

Оказалось, что прием метформина, одного из самых популярных препаратов, используемых при лечении диабета 2 типа, вызывает изменение кишечной микрофлоры больных. Этот препарат усиливал выработку бактериями короткоцепочечных жирных кислот, например, пропионовой и масляной. Они в свою очередь были способны влиять на уровень глюкозы.

Фото: kak-poxudet.ru

У диабетиков, не принимавших метформин, состав кишечного микробиома был иным, чем у тех, кто принимал лекарство и тех, кто не страдал диабетом. Количество бактерий, синтезирующих короткоцепочечные жирные кислоты, у них было снижено.

Управляй микробиомом!

Новые знания о микробиоме могут изменить сам подход к лечению заболеваний. Пока, к сожалению, полученных данных недостаточно, но ученые активно продолжают свои исследования. Разрабатываются стратегии управления микробиомом. Некоторые из них уже используются в клинической практике, например, фекальные трансплантации. Другие часто применяются и в домашних условиях: речь идет об изменении питания или прием про- и пребиотиков.

Американские ученые предложили пероральный способ трансплантации кала (через рот) при лечении кишечных инфекций. Результаты исследования, опубликованные в журнале JAMA, показали, что прием замороженных фекалий в капсулах столь же эффективен и безопасен в борьбе с вызываемой бактерией Clostridium difficile диареей, как и инфузии фекалий через колоноскоп или назогастральный зонд.

Третьи находятся на стадии разработки и, возможно, помогут человеку избавиться как от значительных заболеваний, так и от бытовых неприятностей, таких  как неприятный запах изо рта или запах пота. Пока микробиом изучен не очень хорошо, однако новые данные появляются ежедневно. Все это дает основания полагать, что вскоре появятся новые терапевтические подходы к лечению различных заболеваний.

Анна Петренко

16.12.2015, medportal.ru

В Алтайском крае фельдшер больницы оскорбляла подростка в присутствии взрослых и детей В Чойской районной больнице Алтайского края прокурорская проверка установила, что одна из фельдшеров учреждения вела себя некорректно по отношению к пациенту. Она оскорбляла несовершеннолетнего, унижая его человеческое достоинство, при этом пользовалась данными, доступ к которым имела по служебным каналам. Женщина упоминала о диагнозе подростка и состоянии его психического здоровья в присутствии д ...

В Великом Новгороде работники частной клиники подозреваются в мошенничестве на 30 млн рублей Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России и УЭБиПК УМВД России по Новгородской области задержали работников одной из частных медицинских клиник Великого Новгорода по подозрению в мошенничестве. Общая сумма, на которую подозреваемые нанесли ущерб государству, оценивается в 30 млн рублей. По версии правоохранительный органов, организованная гру ...

В шести штатах США отмечены вспышки циклоспориаза

В шести штатах США отмечены вспышки циклоспориаза По меньшей мере в шести штатах США зафиксированы вспышки циклоспориаза - кишечной инфекции, вызванной бактериями Cyclospora cayetanensis. Как сообщает FoxNews, ссылаясь на данные Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) на 22 июля, начиная с середины июня болезнь затронула более 250 человек, 10 больных были госпитализированы. Считается, что возбудитель циклоспориаза попадает в орг ...

Ученые разработали «плаценту на чипе»

Ученые разработали «плаценту на чипе» Сотрудники Национальных институтов здоровья США (NIH) разработали «плаценту на чипе» для того, чтобы лучше изучить роль этого органа во время беременности. Устройство, имитирующее структуру и функции плаценты, моделирует процесс передачи питательных веществ от матери к плоду. Чип состоит из полупроницаемой мембраны, расположенной между двух крошечных камер, одна из которых выстлана кл ...

Где популярно расскажут о медицине на этой неделе

Где популярно расскажут о медицине на этой неделе Прогулка с врачом В эту субботу вновь состоятся традиционные прогулки, во время которых врачи расскажут любопытные медицинские факты, а также ответят на все интересующие вопросы. На ВВЦ прогулку проведет сердечно-сосудистый хирург Павел Рубцов, младший научный сотрудник отделения хирургического лечения интерактивной патологии Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН. В ...

Девочка с пересаженными легкими вернулась домой

Девочка с пересаженными легкими вернулась домой Американка Сара Мурнаган (Sarah Murnaghan), одиннадцатилетняя девочка, родители которой добились через суд разрешения на трансплантацию легких, вернулась домой 27 августа, передает Los Angeles Times. В июне Сара, которая больна муковисцидозом (кистозным фиброзом), перенесла подряд две операции по пересадки легких. В начале июня Федеральный суд США выдал временно разрешение на включение Сары ...

Узбекским участковым предписано ежемесячно стерилизовать двух женщин

Узбекским участковым предписано ежемесячно стерилизовать двух женщин С 15 февраля 2010 года в Узбекистане каждому участковому врачу предписывается ежемесячно добиваться от двух женщин детородного возраста согласия на добровольную хирургическую стерилизацию, утверждает ИА «Фергана.Ру» со ссылкой на анонимных участников Экспертной рабочей группы — негосударственной аналитической структуры, исследующей «тенденции взаимодействия права и общественных интересов». Как го ...

В Тольятти возбудили уголовное дело из-за абсцессов у привитых детей

В Тольятти возбудили уголовное дело из-за абсцессов у привитых детей В Тольятти возбуждено уголовное дело по факту госпитализации 12 детей с абсцессами после прививок, сделанных в городской поликлинике. Об этом сообщает сайт Следственного комитета по Самарской области. Дети в возрасте до 1 года были привиты вакциной АКДС (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина) в городской поликлинике номер три в период с 20 сентября по 15 ноября текущего года. За ...

© best-doctors.ru 2008 - 2017 . Материалы сайта предоставлены исключительно для ознакомительных целей врачей и медицинских работников. Информация на этом сайте может быть использована только специалистами здравоохранения и не может быть использована пациентами для принятия решения о применении лекарств. Данная информация не может рассматриваться как рекомендация пациентам по диагностированию и лечению каких-либо заболеваний и не может служить заменой консультации с врачом. Ничто в данной информации не должно быть истолковано как призыв неспециалистам самостоятельно приобретать или использовать описываемые продукты.