Архив медицинских новостей Февраль-2015

Девять фактов об ожирении

Регулярное переедание может привести к ожирению, это известно всем. Однако многие считают, что стоит вернуться к здоровому рациону, и масса тела вернется на исходные позиции. Это правило, мягко говоря, не работает для пациентов, страдающих от ожирения. Чем дольше масса тела превышает норму, тем сложнее становится избавиться от лишних килограммов.

Ожирение — это отчасти самопрогрессирующее состояние. При потере веса, например, в случае удачной диеты, в теле автоматически включаются многочисленные компенсаторные механизмы, нацеленные на возвращение к прежнему, избыточному весу. Само тело похудевшего человека начинает активно противодействовать переменам, инициируя процесс гормональных изменений, в результате возникает чувство голода и замедляется обмен веществ. Причина тому в частности в снижении уровня гормона лептина, что является сигналом для накопления калорий. Людям, борющимся с лишним весом, приходится бороться также с собственной физиологией. На определенном этапе развития заболевания тело переключается в новый режим, запрограммированный на другую весовую категорию. Точные механизмы, сдвигающие стрелки этих весов, пока неизвестны и требуют дальнейшего изучения.

Новорожденные могут оказаться в группе риска развития ожирения, так как это заболевание не всегда спровоцировано нездоровой диетой и «отсутствием мотивации», порой ожирение — генетически предопределенное состояние. Британские исследователи установили, что мутации в гене KSR2 могут вызвать приступы голода у пациентов, страдающих ожирением, а также замедлять процессы обмена. Эти данные, вероятно, помогут объяснить увеличение количества случаев детского ожирения за последние 30 лет.

Другое международное исследование детского ожирения выявило 2 гена, которые чаще встречались у детей с ожирением: первый — это вариант гена OLFM4 в 13-й хромосоме, а второй — вариант гена HOXB5 в 17-й хромосоме. Функции этих генов неизвестны, но предполагается, что они выполняют определенную роль в работе кишечника, так как могут влиять на популяции бактерий, его населяющих.

Получается, что хотя переедание и отсутствие физической нагрузки способствуют развитию ожирения, все же некоторые люди генетически предрасположены к нему. Возможно, это открытие приведет к разработке новых фармакологических средств от ожирения, способных регулировать активность «виновных» генов.

Лечить ожирение можно по-разному, но выбор должен зависеть не от личных пожеланий пациента, а от показаний. Например, если при индексе массы тела 30–39 диета и физические упражнения не помогли, то доктор может назначить лекарственные средства. При индексе массы тела 40 и больше уже может быть рекомендована бариатрическая операция. То есть продольная резекция (удаление части), бандажирование желудка и другие способы снизить «пропускную способность» этого органа. В одном из крупных исследований было показано, что операция сильно повлияла на смертность людей с ожирением: у этих пациентов было меньше инсультов, инфарктов, случаев сахарного диабета, чем у тех, кто использовал нехирургические методы лечения. Другими словами, лечить ожирение, особенно сильное, нужно далеко не только из эстетических соображений.

Британские ученые предполагают, что здоровье беременной женщины и ребенка может оказаться под угрозой из-за избыточной массы тела матери. Анализ данных 110 тысяч беременных женщин в Шотландии помог установить, что риск возникновения осложнений во время беременности повышается с увеличением индекса массы тела женщины. Речь идет прежде всего о повышенном артериальном давлении и риске развития гестационного диабета (диабета беременных, опасного как для матери, так и для ребенка). Авторы исследования утверждают, что в настоящий момент борьба с избыточным весом беременных стала главной проблемой ведения беременности в Великобритании.

Еще одно исследование установило связь между наличием метаболических расстройств у будущих мам и задержками развития у детей. В случае морбидного ожирения у беременной существует опасность развития аутизма у ребенка. Под морбидным ожирением понимают хроническое, генетически обусловленное заболевание, при котором индекс массы тела более 40, то есть она превышена на 45–50 процентов от нормы).

Бактерии, обитающие в кишечнике стройных людей, могут стать новым средством от ожирения. Сразу несколько групп ученых пытаются установить роль этих микроорганизмов в контролировании веса. В одном из исследований участвовало четыре пары близнецов, в каждой из которых один близнец страдал ожирением, а вес второго пребывал в норме. У них брали образцы фекалий, тщательно изучали бактериальный состав и подселяли мышам, не имевшим собственной кишечной флоры. Ученые обнаружили, что мыши, которым достались бактерии стройных близнецов, оставались худыми, а мыши, у которых были бактерии близнецов, страдающих ожирением, начали прибавлять в весе.

Также недавно другие исследователи из Великобритании изучали дыхание людей, страдающих ожирением, и выявили особую разновидность кишечных бактерий, которые выделяют метан. Те участники эксперимента, чье дыхание содержало большее количество метана, страдали от избыточного веса. Предполагается, что, воздействуя на популяции этого вида бактерий, можно снизить вес пациентов.

Пристрастие к жирной и сладкой пище может превратиться в зависимость и повлечь за собой морфологические изменения в тканях мозга, схожие с теми, что возникают при длительном употреблении наркотиков или алкоголя. Гормон лептин, регулирующий аппетит, работает в гипоталамусе и в вентральной области головного мозга, где находятся дофаминовые нейроны, отвечающие за чувство удовольствия. Из-за изменений именно в этих областях развивается зависимость от алкоголя, никотина и наркотиков. Теперь выясняется, что регулярное злоупотребление сладким приводит к утрате чувствительности нейронов и формированию прогрессирующей зависимости, так как достичь чувства сытости и удовольствия становится все труднее. Несмотря на то что исследование проводилось на крысах, ученые считают, что такие же процессы идут и в мозге человека.

Теперь сахар будут называть «самым опасным наркотиком нашего времени», утверждают ученые. А глава Службы здоровья Амстердама (Нидерланды) предлагает ввести ограничения на содержание сахара в еде и напитках, а также клеить на упаковки предупреждения, как на пачках сигарет.

Ожирение может передаваться от человека к человеку. Близкие друзья того, кто набрал избыточный вес, могут невольно последовать примеру полного человека. Ученые указывают на то, что социальные связи формируют представления о «нормальном» весе и заставляют подстраиваться под них. В крупном исследовании было установлено: в весе прибавляют, как правило, близкие друзья человека, у которого развилось ожирение. Для соседей такой ассоциации не просматривается, а члены семьи оказались подвержены «вирусу» ожирения, но в меньшей степени, чем близкие друзья, чьи шансы набрать избыточный вес вслед за приятелем увеличивались в 3 раза. Профессор Гарвардской медицинской школы Николас Кристакис, автор исследования, утверждает, что дружба меняет наше восприятие и оценку полных людей. Когда кто-то из близких друзей страдает ожирением, полнота уже не кажется неприемлемой.

К счастью, тот же заразительный эффект наблюдается и в случае похудения близких родственников и друзей, отмечают исследователи.

По всей видимости, крепкий ночной сон в достаточном объеме — это защита от избыточного веса. Все больше и больше научных доказательств находит теория о том, что недостаточное количество сна провоцирует развитие ожирения. Например, в ходе длительного и масштабного исследования, проведенного в США, выяснилось, что женщины, уделявшие сну 7–8 часов в сутки, были на 15 процентов меньше подвержены риску набрать избыточный вес в сравнении с теми, кто спал 5 и менее часов.

Исследователи предполагают, что есть несколько причин, по которым недостаток сна воздействует на вес.

— Неутихающий голод. Недостаток сна может повлиять на процесс выработки гормонов, пробуждающих чувство голода. В крови взрослых, которые спали меньше суточной нормы, обнаружен более высокий уровень гормона грелина, стимулирующего аппетит, и более низкий уровень лептина, отвечающего за чувство сытости.

— Больше времени на еду. Люди, которые бодрствуют по ночам, имеют больше времени на удовлетворение возросшего аппетита.

— Нездоровое питание. Те, кто спит мало, зачастую имеют так же мало времени на подбор здоровой диеты. Кроме того, организму требуется все больше калорий, и недосыпающие люди часто отдают предпочтение высококалорийной еде.

— Снижение физической активности. Недостаток сна ведет к усталости в течение дня и нежеланию заниматься спортом.

Миллионы мужчин подвергают свое здоровье риску, не осознавая одну важную вещь: их вес избыточен. Как показало исследование британских социологов, мужчины в два раза чаще недооценивают свой вес, а значит, не подозревают о болезнях, которые могут быть с ним связаны. Из более чем 300 тысяч респондентов практически каждый четвертый оценивал свой вес неверно, с тенденцией к преуменьшению.

Женщины, участвовавшие в опросе, напротив, оказались слишком мнительны по поводу собственного веса. Лишь 8 процентов «недооценили» его, в то время как 27 процентов отнесли себя к категории, превышающей их действительные показатели (среди мужчин таких нашлось лишь 12 процентов) .

Благодарим за помощь в подготовке материала бариатрических хирургов Бадму Башанкаева и Рашида Аскерханова.

Екатерина Тарасова