Архив медицинских новостей Октябрь-2014

Расстройства пищевого поведения: стройность не порок?

По статистике, в мире с серьезными пищевыми расстройствами сталкиваются около 5% женщин и 2% мужчин, а от менее выраженных проблем с питанием страдает 15–20% населения. Расстройства пищевого поведения – психогенно обусловленные поведенческие синдромы, связанные с нарушениями приема пищи. К ним относят нервную анорексию (отказ от пищи), нервную булимию (приступы мучительного голода, ведущие к неконтролируемому обжорству и часто сопровождающиеся принудительной очисткой желудка), психогенное переедание (как реакция на стресс) и некоторые другие нарушения.

Причины

Существует несколько гипотез возникновения расстройств пищевого поведения, среди них наибольшее распространение получили следующие:

– физиологические причины: гормональный дисбаланс, например, связанный с нарушением захвата серотонина, а также с отклонением в функционировании механизмов насыщения. Однако не у всех людей, страдающих нарушениями метаболизма, возникают расстройства такого рода.

– социальный стереотип о стройности как об успешности, здоровье и привлекательности.

– особый психологический тип личности пациента, при котором человек сильно зависит от мнения окружающих и стремится  сделать все, чтобы получить их одобрение. Также, по данным психологов, у этих людей часто бывают требовательные родители–перфекционисты.

– генетические истоки: существуют определенные генетические вариации (однонуклеотидные полиморфизмы, SNP), которые  связывают с повышенной тревожностью и мнительностью личности, что также может способствовать развитию расстройств пищевого поведения.

Бактерии–саботажники

До последних лет медицина при лечении пищевых расстройств была сосредоточена на устранении психологических причин таких заболеваний. Однако на их развитие оказывает влияние в равной степени как психологические, так и генетические факторы.

Новое исследование, проведенное французскими учеными, показало, что такие расстройства пищевого поведения, как анорексия и булимия, могут быть вызваны деятельностью некоторых кишечных бактерий, производящих белок ClpB. Этот белок по своей структуре подобен гормону меланотропину («гормону насыщения»), который регулирует аппетит. Иммунная система может «принять» гормон собственного организма за чужеродного агента и начать его атаковать, что способно привести к нарушению нормального регулирования аппетита и возникновению симптомов, характерных для анорексии и булимии.

Дальнейший анализ данных 60 человек показал, что люди с расстройствами пищевого поведения действительно имеют более высокие уровни антител, атакующих белок ClpB, по сравнению со здоровыми людьми. Результаты исследования, опубликованные в журнале Translational Psychiatry, указывают на то, что определенные антибиотики могут уничтожить бактерии, производящие белок ClpB и помочь пациентам вернуть нормальный аппетит. Если дальнейшие исследования подтвердят верность этой теории, это откроет перспективу терапии расстройств пищевого поведения антибиотиками.

Это одни из первых данных, обнаруживших связь между продукцией кишечной микрофлоры и связанным с этим возникновением расстройств пищевого поведения. Прочие исследования в основном сосредоточены на психологическом и неврологическом подходе к лечению этой группы заболеваний.

Тонкости женской психики

Систематический анализ опросов и исследований, проведенный учеными из Оксфордского университета, выяснил, что женщины на 40 % чаще мужчин страдают от расстройств пищевого поведения, депрессий, панических атак и других психических заболеваний. По мнению авторов, это связано со значительно более высоким уровнем стресса, выпадающего на долю женщин в связи с тем, что им в жизни приходится исполнять много различных социальных ролей одновременно, постоянно имея перед собой недостижимые образцы женского успеха и красоты, в изобилии поставляемые телевидением, кино и журналами.

В 2013 году научная группа из Вашингтонского университета обнаружила общий генетический базис у алкогольной зависимости и нервной булимии. Было установлено, что у женщин общие генетические факторы, способствующие как развитию алкогольной зависимости, так и булимии, а также компенсаторному поведению (искусственному вызыванию рвоты после переедания), достигают от 38 до 53 %, остальное – факторы окружающей среды. Эти данные могут изменить в будущем тактику терапии обеих патологий.

Исправить работу мозга

Недавно ученые из Калифорнийского технологического института обнаружили участок головного мозга, раздражение которого моментально вызывает подавление аппетита. С помощью лазерных лучей исследователи стимулировали у мышей работу нейронов миндалевидного тела – области мозга, отвечающей за формирование таких эмоций, как страх и удовольствие, что приводило к немедленному прекращению потребления пищи. «Аналогичные нервные клетки, отвечающие за подавление аппетита, вероятно, существуют и в головном мозге человека, – отметили ученые. – Если это подтвердится, в будущем это может помочь в лечении различных расстройств питания, например, булимии».

В другом исследовании канадские ученые впервые применили метод глубокой стимуляции мозга (Deep Brain Stimulation, DBS) для лечения больных тяжелой резистентной формой нервной анорексии. Метод DBS заключается во введении электрода в переднюю часть поясной извилины коры больших полушарий, отвечающей за аппетит и смену настроения. Электрод представляет собой длинный, тонкий изолированный провод, соединенный с нейростимулятором, который имплантируется в область ключицы. Нейростимулятор подает на электрод постоянные электрические импульсы, которые стимулируют прилежащие нейроны.

В эксперименте приняли участие шесть женщин в возрасте от 24 до 57 лет, страдающих тяжелой формой нервной анорексии, при которой никакие другие терапевтические методики не смогли облегчить состояние пациенток. За девять месяцев исследования у трех женщин был отмечен наиболее длительный период набора веса с начала болезни, большинство из них сообщали об улучшении настроения, качества жизни и сокращении таких симптомов анорексии, как депрессия, беспокойство об увеличении своего веса, нарушение способов питания.

Еще одно подобное исследование выяснило, что людям, страдающим каким-либо расстройством пищевого поведения, может помочь неинвазивное магнитное стимулирование коры  головного мозга – транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), при проведении которой к коже головы прикрепляются электромагниты, создающие короткие магнитные импульсы.

При ТМС не возникают болевые ощущения. Магнитные стимуляторы способны генерировать магнитное поле интенсивностью до двух Тесла, что позволяет стимулировать кору головного мозга на глубину до 2 см. Это способно минимизировать или избавить человека от состояния, связанного с неумеренным поглощением пищи и принудительным очищением желудка.

Убрать «ошибку связи»

В прошлом году группа немецких неврологов обнаружила, что у женщин, страдающих нервной анорексией, в головном мозге ослаблены связи между областями, отвечающими за визуальную обработку изображений человеческого тела. Чем более выражена такая «ошибка связи», тем более искаженно (то есть толще) пациентки воспринимают свое тело, несмотря на явное истощение.

В целом, существует множество возможных причин возникновения расстройств пищевого поведения, от генетических и физиологических факторов до личностных черт характера и влияния социокультурной среды. Стандартная терапия расстройств пищевого поведения сводится к психотерапии, посильным физическим упражнениям и обучению основам здорового образа питания. Тем временем исследования в этой области шаг за шагом раскрывают механизм и природу возникновения таких заболеваний и открывают новые возможности в лечении пациентов.

11.10.2014, medportal.ru