Архив медицинских новостей Август-2014

Ликбез. ГМО

Явление

ГМО (или генетически модифицированный организм) — это растение или животное, чей генетический материал был изменен и благодаря этому обрел новые свойства. Животные и растения, выведенные методом традиционной селекции, по сути, тоже являются генетически модифицированными, однако на данный момент понятие «ГМО» их не охватывает. Генномодифицированным принято называть только тот организм, чьи гены были изменены при помощи генной инженерии — в лабораторных условиях, путем непосредственного влияния на ДНК.

Как правило, на ДНК (молекулу, которая хранит, передает и реализует генетическую программу развития живых существ) влияют следующим образом. Участки ДНК (гены) тщательно изучаются, среди них выбирается тот, который отвечает за нужный наследуемый признак (свойство). Этот ген выделяется, затем его вводят в так называемый вектор, переносчик информации. Например, для генетической модификации некоторых растений в качестве вектора раньше использовали плазмиду из Agrobacterium tumefaciens. Эта плазмида — генетическая структура, находящаяся вне хромосомы бактерии, в природе она способствует переносу генов в растение. Например, клубеньки на корнях бобовых растений появились с помощью этой плазмиды. Там находятся бактерии, и благодаря такому симбиозу почва обогащается азотом. То есть в основе метода ГМО лежит явление, подсмотренное учеными у природы.

Если ген встраивается, то из большого количества мутантов отбираются растения с полезными свойствами и отсутствием уродств. Проверяется место встраивания. В этом отношении о генетических свойствах полученного ГМ-сорта известно намного больше, чем о сортах, полученных химическим и радиационным мутагенезом. (С 1950-х годов большинство сортов культурных растений формируются с помощью облучения или применением химических мутагенов.)

На данный момент генетически модифицированными могут быть и микроорганизмы, и растения, и животные (в том числе насекомые и рыбы), однако чаще всего в медиа и повседневной жизни термин «ГМО» употребляется в отношении продуктов питания растительного происхождения.

О чем спор

Главный вопрос, который волнует общество, — каким образом появление генномодифицированных организмов влияет на природу и человека:

— Вредит ли употребление ГМО здоровью человека?

— Вредят ли ГМО биоразнообразию?

— Вредят ли ГМО фермерству и экономике?

Определенное место в дискуссиях занимают и этические вопросы: например, «насколько правильно вмешиваться в дела природы и "играть роль Создателя"?».

Pro

Генная инженерия позволяет избирательно воздействовать на гены, получать организм с запрограммированным набором положительных свойств и уже в процессе создания видеть результат, «отсекая» свойства ненужные. Традиционная селекция, напротив, ведет к изменению сразу нескольких свойств организма — так, кукуруза, в результате действий человека ставшая намного более крупной, существенно потеряла в содержании полезных жиров; помидоры благодаря традиционной селекции стали созревать равномерно, но потеряли свой сладкий, сахаристый вкус и сочность.

Избирательно влияя на наследуемые свойства, генная инженерия может создавать организмы, способные выживать в наиболее суровых условиях. Это позволит выращивать овощи, фрукты и злаки там, где земледелие крайне затруднено или пока невозможно. Значит, проблема голода может быть решена.

Также благодаря генной инженерии удастся создавать продукты питания с большей пищевой ценностью. Журнал Time сообщил о культивировании ГМ-бананов, обогащенных витаминами. Если результаты исследований будут положительными, уже к 2020 году такие растения дадут плоды на территории Уганды. Это должно снизить заболеваемость и смертность среди голодающих детей Африки.

Устойчивые к непогоде, сорнякам, насекомым и болезням ГМО позволят фермерам гарантированно выращивать больше растений, прилагая меньше усилий и затрачивая меньше ресурсов. Прибыль от этого возрастет.

Никаких убедительных доказательств вреда генномодифицированных организмов для окружающей среды или для биоразнообразия нет.

Не было обнаружено и воздействия ГМО на здоровье человека. Негативные последствия от употребления той или иной «биотехнологичной» пищи такие же, как и от употребления не ГМ-продуктов. Конечно, нельзя исключить, что в результате селекции получится более аллергенный мутант. Но специальные методы контроля требуют, чтобы новый сорт не был более аллергенен, чем старый. И в этом отношении за ГМО следят сильнее, чем за селекцией.

Не была доказана вредность долгосрочного употребления ГМО. Встраивание генов ГМ-организма в ДНК человека — не более чем миф. То, что происходит с ней в пищеварительном тракте не зависит от происхождения ДНК. Все молекулы «перевариваются» одинаково — они распадаются. И переноса генов от еды к человеку не происходит.

Contra

Генная инженерия — отрасль достаточно молодая, есть мнение, что она пока не готова вписаться в текущую экономику. Земледельцы и фермерские хозяйства, привыкшие к выращиванию традиционных или, как они говорят, «органических» продуктов, опасаются, что ГМ-организмы вытеснят традиционные за счет более высокой приспособляемости. И считается, что компании, продающие ГМ-семена, станут монополистами, предлагая невыгодные условия полностью зависимым покупателям.

Также высаживание ГМ-растений, хотя поначалу и снижает потребление гербицидов, затем природа берет свое и вредители приспосабливаются. В итоге требуется использовать больше подобных веществ. (Однако это характерно и для устойчивых сортов, созданных без применения ГМ-технологий.)

Неготовность технологии войти в экономику проявляется и в недостаточности законодательной базы. Текущие нормативные акты не могут регулировать деятельность развивающейся индустрии на мировом рынке. Каждый регион имеет собственные законы касательно ГМО: где-то технология (и ее производные) поддерживается, где-то — находится под запретом. При этом и запреты, и разрешения в каждой стране разные. Разные они даже в отдельных штатах США. И при этом еще часто меняются.

На данный момент в России разрешено выращивать ГМО на опытных участках, разрешен и ввоз некоторых сортов кукурузы, картофеля, сои, риса и сахарной свеклы (всего 22 линии растений). С июля 2014 года в стране возможно регистрировать генномодифицированные семена растений.

В то же время общество активно противится каким бы то ни было разрешительным законодательным актам. Население не только России, но и большинства стран пока не готово к появлению организмов, созданных «в лабораторных условиях». Согласно опросу, проведенному Еврокомиссией, 77 процентов людей не поддерживают распространение ГМО.

Отчасти негативное отношение общества связано с незнанием вопроса. Например, в России, по данным ВЦИОМ, то, как расшифровывается аббревиатура ГМО, знает лишь 55 процентов опрошенных, 44 процента не могут дать точного определения. Около 3 процентов респондентов уверены, что ГМО — синоним вредной пищевой добавки.

Вывод

Генная инженерия — отрасль молодая и перспективная. Она могла бы избавить человечество от многих проблем (например, недостатка пищи, который может возникнуть из-за непрестанно увеличивающегося количества людей в мире). Однако на данный момент биотехнологии не очень хорошо вписаны в экономику и социальную жизнь. Например, необходимо пересмотреть законы о ГМО. Указание, что продукт содержит ГМО, на самом деле не несет никакой ценной информации. Можно обязать производителей сертифицировать каждый продукт питания и маркировать его, самым подробным образом указывая информацию о составе (в том числе с перечислением всех ГМ-компонентов, которые также должны быть строго каталогизированы и занесены в общий реестр). Это сделает технологию более открытой, позволит потребителю принять взвешенное решение, покупать или не покупать тот или иной продукт, и предотвратит различные спекуляции. Так, страхом обывателя перед генной инженерией сейчас пользуются продавцы и производители — значком «не содержит ГМО» маркируются даже те продукты, которые в принципе не имеют генетического материала: к примеру, соль и сахар.

Анна Кирикова

Благодарим за помощь в подготовке материала Вадима Шарова, ведущего специалиста Института биохимии А. Н. Баха.

01.08.2014, medportal.ru