Архив медицинских новостей Май-2014

Самые интересные англоязычные статьи апреля

«Причина, по которой лекарства так дороги, а фармкомпании так богаты»

Молли Скотт Кейто/The Guardian

Материал о том, как законодательство и другие барьеры, препятствующие выходу на рынок препаратов, позволяют фармацевтическим компаниям устанавливать свои правила ценообразования.

«Тем, кого волнует система здравоохранения и свобода – черт возьми, даже тем, кого волнует само функционирование капиталистической экономики и честная конкуренция – стоит задаться вопросами о том, как производятся наши лекарства и как приобретаются и контролируются жизненно важные знания».

«Распутывая человека»

Кристин Олсон/The Aeon Magazine

Рассказывая о непростой повседневной жизни своего друга, автор описывает, каким разрушительным может быть биполярное расстройство.

«Многие из нас думали, что увлечение Хэнка алкоголем вызвало манию, но большинство экспертов сейчас сходятся на том, что взаимосвязь тут обратная: люди с биполярным расстройством стараются "вылечить" алкоголем мучающие их "качели" психики. В любом случае взаимосвязь тут есть».

«Как секс формирует наши сны»

Патрик МакНамара/ The Aeon Magazine

Статья о связи теории Фрейда с позднейшими открытиями сомнологов и о том, как противоречивые подходы со временем сложились в одну картину (сны «по Фрейду» все-таки бывают).

«Исследователи обнаружили, что сны о каком-либо типе взаимодействия с романтическим партнером зачастую предсказывают соответствующее взаимодействие с ним на следующий день. Например, если кому-то снился сон о сексе с его партнером, на следующий день он рассказывал исследователям о большей близости и нежности между ними — но только в том случае, если отношения и до этого были неплохими».

«Девушка, которая не пьет воду»

Сьюзи Нилсон/The Atlantic

Материал о редких (и наиболее опасных) расстройствах пищевого поведения, которые встречаются все чаще и чаще — потому что все больше подростков мечтают соответствовать «глянцевым» стандартам красоты.

«На середине биографии она запнулась. Ее предложения, уже дополняемые "типа" и "знаете", скомкались и сбились. "Смотрите, — сказала она. — Я расскажу вам, но я не уверена, что хочу, чтобы вы это писали. Я не решаюсь говорить, что… что… Вообще-то, — продолжила она, — тут я решила посмотреть, — и это было больше из любопытства — я хотела узнать, как долго я смогу обходиться без питьевой воды"».

«Как еда "обманывает" нас»

Дерек Томпсон/The Atlantic

На редкость полезный материал о том, какими приемами пользуются маркетологи, чтобы выдавать «вредную» еду за здоровую.

«Мультизерновые батончики, мюсли, орехи и многие крупы, несмотря на их высокую калорийность, часто воспринимаются как более "здоровые" продукты, потому что грубая структура делает их менее привилегированной едой и требует больше работы для превращения в проглатываемый комок, говорят исследователи. Эти выводы крайне полезны для компаний, продающих фаст-фуд: хочешь, чтобы жирные бургеры выглядели здоровее, сделай их грубее. Вообще-то, с новой картошкой фри, Satisfries, Burger King уже вполне эксплуатирует эту идею».

«Просто питайтесь правильно – покупка спортивного питания не имеет смысла»

Стюарт Грей/The Washington Post

Автор и исследователь, занимающийся изучением спортивных нагрузок, считает, что спортивное питание скорее бессмысленно. Однако Грей все же делает подробный обзор всевозможных добавок, продающихся в фитнес-центрах.

«Основная причина употребления протеина — рост мышечной массы, поскольку он стимулирует организм на выработку белков в мышечной ткани. Это хорошо обоснованно, но много споров вызывают связанные с этой практикой вопросы: сколько протеина достаточно, какой его тип подходит лучше и в какое время он полезнее всего».

«Жизнь с раком: привыкая к потерям»

Сьюзан Губар/The New York Times

Профессор английского языка в Университете Индианы (США) Сьюзан Губар пишет о своей жизни с раком яичников: о своих переживаниях и о том, как она училась справляться с постоянными потерями, связанными с развитием болезни.

«Я не могла стать Поллианной, считающей многочисленные благословения в виде любящей семьи и друзей, читающей у окна с видом на кормушку птицы кардинала на буке. Я поняла, что мне нужна эта идея воздаяния, умение видеть светлую сторону, наполовину полный стакан, луч надежды, но этого недостаточно. Мне нужно что-то более жесткое или даже агрессивное».

«ДНК — “умнейшая” из существующих молекул?»

Дженнифер Грин и Друти Ша/BBC

Отличная статья для тех, кто давно хотел узнать больше о ДНК, но руки все никак не доходили: здесь функции, особенности, уникальные характеристики этой молекулы описываются интересно, простым языком и с видеороликами и картинками.

«ДНК — одна из длиннейших молекул в природе. У вас есть достаточно ДНК для того, чтобы, сделав нить из молекул, добраться отсюда до Солнца и обратно более 300 раз. При этом каждое клеточное ядро содержит около двух метров ДНК, так что молекула должна быть очень гибкой. Она укладывается — прямо как телефонный шнур — в туго связанный комплекс (хроматин), без повреждения жизненно важной информации в ней».

«5 тормозящих вас ошибок в программе тренировок»

Анджелес Берк/The Huffington Post

Директор фитнес-центра рассказывает, как сделать тренировки в спортивном зале эффективнее и при этом не надорваться.

«Вы видели когда-нибудь людей на беговой дорожке, выставивших большой наклон и вынужденных держаться за поручни? Если вы тоже так делаете, перестаньте! Кардиотренажеры, позволяющие менять наклон, рассчитаны на тренировку ягодиц и бедер. Но если вы вынуждены держаться за тренажер, чтобы не упасть, вы даете слишком большую нагрузку на нижнюю половину тела, именно поэтому подключается и верхняя».

«В поисках генетической разгадки редкого заболевания»

Фрэнси Дип

История врача Талли Лерман-Саги, около 10 лет назад столкнувшейся с неизвестным ей заболеванием: оно вызывало у детей припадки и задержку в развитии. Тогда в мире не было инструментов для изучения этой патологии, и только сейчас генетические технологии позволили разобраться в ней.

«"Они были очень религиозными евреями и хотели иметь много детей", — говорит Лерман-Саги. В клинике доктора сказали им, что каждый ребенок, которого они заведут, с высокой вероятностью будет болен опасным заболеванием, и нет никакого способа это предотвратить. Семья ушла и никогда больше не возвращалась в клинику Лерман-Саги в медицинском центре Волфсона в Холоне, Израиле. "Это очень тяжело, когда ты не можешь ничем помочь", — сказала Лерман-Саги журналу Popular Science. Сейчас, однако, усовершенствованная ДНК-технология позволила ей открыть гены, ответственные за заболевание, что дало шанс семьям предотвратить болезнь».

Елена Фоер