Архив медицинских новостей Январь-2014

7 фактов о ВИЧ

Факт № 1

О том, как ВИЧ превращается в СПИД

Вирус иммунодефицита человека — это ретровирус, поражающий клетки иммунной системы. Он атакует T-хелперы (разновидность лимфоцитов), содержащие белок CD4, которые играют ключевую роль в формировании иммунного ответа. Если никакого лечения не проводится, ВИЧ воспроизводит себя очень быстро (со скоростью от 10 до 100 миллиардов новых вирусов в день), продолжая приводить к гибели клеток и снижать сопротивляемость организма.

В течение нескольких лет разрушение клеток проходит для человека незаметно. Но когда уровень CD4+ лимфоцитов в крови становится меньше 200 единиц на кубический миллиметр, это приводит к тяжелому течению оппортунистических инфекций (инфекций, с которыми иммунная система обычно эффективно справляется). Состояние, развившееся на фоне заражения ВИЧ и характеризующееся в том числе множественными оппортунистическими инфекциями, называют синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИД).

Стоит отметить, что не каждое заражение вирусом иммунодефицита человека заканчивается развитием СПИДа. В то же время все люди с диагностированным синдромом приобретенного иммунодефицита заражены ВИЧ.

Впрочем, с последним, согласны не все. Несколько изначально не связанных друг с другом лиц, непризнанных научным сообществом, полагают, что зависимость между ВИЧ-инфекцией и СПИДом сомнительна. У движения отрицающих нет единой теории: некоторые активисты не уверены в существовании самого вируса, другие считают его безвредным, а третьи расценивают СПИД как неинфекционное заболевание. Подобные идеи подвергаются критике как безосновательные, спекулятивные и антиобщественные. При этом их вред для социума очевиден. Достаточно упомянуть, что политика, проводимая девятым президентом ЮАР Табо Мбеки, активно отрицавшим вирусную природу СПИДа, повлекла за собой как минимум 365 000 жертв, не сумевших получить необходимую терапию из-за действий правительства. Тех же, кто поверил активистам движения и самовольно отказался от терапии, может оказаться не меньше.

Факт № 2

О продолжительности жизни с ВИЧ

Несмотря на то, что вирус иммунодефицита человека может привести к развитию СПИДа и, как следствие, смерти, средняя продолжительность жизни больных ВИЧ-инфекцией практически такая же, как и у здоровых людей. Одно из исследований (результаты были опубликованы в The British Medical Journal) показало, что инфицированный, которому на данный момент 25, может рассчитывать прожить до 60 лет при адекватном лечении. Согласно другой научной работе, средняя продолжительность жизни тех, кто заражен ВИЧ, составит от 71 до 75 лет.

Столь утешительные прогнозы для жителей развитых стран не удивляют, но и в Африке ситуация схожа. По прогнозам, среднестатистический житель Уганды, зараженный ВИЧ, но принимающий антиретровирусные препараты, доживет до 55 лет.

Впрочем, в будущее заглядывать необязательно: уже сейчас опасный вирус не ведет к скорой смерти. The Washington Post публикует историю человека, живущего с ВИЧ с 1978 года и не испытывающего особых проблем, а The Sydney Morning Herald рассказывает о мужчине, успешно борющемся с болезнью на протяжении почти 30 лет. Это далеко не единственные случаи «долгожительства», возможного, правда, только при грамотной и своевременно начатой терапии.

Факт № 3

О ВИЧ и вакцинах

На данный момент эффективной вакцины против ВИЧ не существует, однако попытки ее разработки предпринимаются непрестанно. Главная проблема, с которой сталкиваются ученые: неясно, что именно следует стимулировать в организме для борьбы с вирусом в случае заражения.

В 2000-х годах под эгидой Министерства здравоохранения Таиланда проводились клинические испытания вакцины, состоящей из двух веществ, ранее исследовавшихся по отдельности и не показавших положительных результатов. Было заявлено, что комбинация способна уменьшить риск заражения ВИЧ почти на треть (31%), однако конечный продукт признали неготовым к использованию: как выявил итоговый анализ данных, вероятность случайного результата составила 29%.

Клинические испытания вакцины Merck, в которых участвовали 3000 добровольцев, оказались также провальными: выяснилось, что применение лекарства не только не снижает риск заражения ВИЧ, но и увеличивает его. Такая же судьба постигла и другое долгосрочное американское исследование.

Впрочем, неудачи не останавливают ученых. Сейчас научное сообщество обсуждает возможность создания медикаментов на основе технологий, излечивших приматов с вирусом иммунодефицита обезьян (ВИО), похожим на ВИЧ. Ученые провели несколько экспериментов, соединив гены ВИО и гены цитомегаловируса. «Вирус-мутант» позволил организмам животных начать вырабатывать антитела, воздействующие не только на него самого, но и на ВИО. К сожалению, способ помог только 9 из 16 исследовавшихся макак, однако изучение технологии будет продолжено. Другие исследователи смогли достичь схожего успеха, смешав ВИО с большим количеством Lactobacillus plantarum — непатогенной бактерии, к которой организм обычно толерантен.

Также обсуждается возможность создания вакцины, воздействующей на оболочечный протеин вируса, атомная структура которого стала ясна совсем недавно.

Факт № 4

О случаях «исцеления»

Науке неизвестны случаи исцеления от ВИЧ-инфекции: заболевание либо является фатальным (в стадии СПИДа), либо хроническим (при постоянном приеме лекарств). Однако без «исключений» не обошлось.

Тимоти Рей Браун, которого также называют «берлинским пациентом», улучшил свое состояние благодаря двум пересадкам клеток костного мозга от донора, имевшего врожденную невосприимчивость к ВИЧ. Это случилось в 2007-2008 годах. Полагается, что клетки с генной мутацией заселили иммунную систему Тимоти и позволили ему перестать принимать лекарства. Впрочем, то, что «берлинский пациент» живет без антиретровирусной терапии и не испытывает проблем со здоровьем, не значит, что ВИЧ-инфекция была полностью побеждена. Не исключено, что вирус затаился и лишь значительно снизил активность.

Пациент из города Трентон (США, штат Нью-Джерси) также смог перестать принимать лекарства, однако для этого ему не пришлось проходить через сложную и рискованную операцию (летальность при трансплантации костного мозга — 30%). Вместо этого ученые поработали с его собственными генами: на лейкоциты пациента воздействовали по специальной технологии, благодаря которой они стали производить протеин, разрушающий ген CCR5 (мутация этого гена делает людей невосприимчивыми к ВИЧ). Эксперимент оказался удачным, и инфицированный человек смог обходиться без терапии. Но не все однозначно. Подобная манипуляция с генами еще пятерых людей не привела к ожидаемому результату. Возможно, предполагают эксперты, каждый второй ген CCR5 пациента из Трентона мог иметь унаследованную мутацию, что упростило задачу.

Есть и другие случаи: ученые смогли избавить младенца от ВИЧ, начав агрессивную антиретровирусную терапию на следующий день после его рождения. Лечение девочки продлилось 18 месяцев, но было прекращено. Сейчас, когда ребенку почти 3,5 года, в ее крови не обнаружено следов активного вируса. В то же время далеко не все исследователи согласны с тем, что полное и необратимое исцеление имело место быть. Одни ученые ссылаются на низкую эффективность тестов на ВИЧ у лиц моложе 18 месяцев (неясно, болел ли ребенок), другие уверены, что вирус по-прежнему присутствует в организме девочки, и называют событие «длительной ремиссией» или «функциональным излечением».

Сомнения их понятны. Не так давно стало известно, что очередной эксперимент, якобы приведший к излечению двух больных, провалился. Два пациента из Бостона, как и Тимоти Браун, перенесли пересадку клеток костного мозга (правда, от доноров, не имевших резистивности к ВИЧ). Некоторое время они могли обходиться без приема антиретровирусных препаратов, однако, согласно последним данным, болезнь все же манифестировала.

Факт № 5

О самостоятельной диагностике ВИЧ

Традиционный метод определения наличия ВИЧ-инфекции — это анализ крови в лабораторных условиях, однако в ближайшее время провериться можно будет самостоятельно: используя специальные наборы для исследования слюны на наличие антител.

Во Франции и Великобритании официально разрешили продажу экспресс-тестов на ВИЧ с 2014 года. В США же проведение анализа без привлечения лабораторий было одобрено еще в 2012 году.

Стоит отдельно отметить, что разрешение FDA и законы имеют силу лишь в отношении моментальных тестов от компании OraQuick — именно технология, используемая производителем, была признана эффективной и достойной доверия.

Полагается, что доступность новинки будет способствовать более ранней диагностике инфекции, а также поможет людям, стесняющимся делать анализ в медицинском учреждении и ищущим анонимности. В то же время научное сообщество предупреждает о возможной неточности экспресс-диагностики. Кроме того, из-за повсеместного внедрения так называемых self-tests контролировать реальное число зараженных людей будет сложнее.

Факт № 6

О ВИЧ и законах

ВИЧ-инфекция — понятие не только медицинское, но и юридическое, поскольку вирус иммунодефицита человека упоминается во многих нормативных актах. Помимо того, что умышленное и даже неумышленное заражение ВИЧ является преступлением в большинстве стран, существуют или существовали и другие законы, так или иначе касающиеся проблемы ВИЧ/СПИДа.

В частности, с 1987 года до недавнего времени лицам с ВИЧ-инфекцией было запрещено иммигрировать в США, а тех иностранцев, кто уже жил на территории страны, просили вернуться домой. Такой же запрет был введен и в ряде других стран. Кое-где он сохранен до сих пор. Например, если обнаруживается, что иностранец, находящийся в России, ВИЧ-положителен, его депортируют.

Длительное время британские медики, имевшие ВИЧ-положительный статус, не могли работать стоматологами, хирургами или акушерками из-за законодательных ограничений. Однако местные власти решили отменить этот запрет. Уже с 2014 года ВИЧ-инфицированные врачи смогут занимать вышеуказанные должности при условии приема антиретровирусной терапии и регулярного посещения лечащего врача.

Другой важной поправкой в законодательстве отметились и Соединенные Штаты: президент Обама разрешил проводить исследования о безопасности трансплантации органов от доноров с ВИЧ (запрет на это действовал с 1980-х годов). Предполагается, что после ряда исследований станет ясно, насколько эффективна пересадка органов одних ВИЧ-инфицированных другим.

Пересматриваются и другие дискриминационные законы. Но не везде. Осенью этого года на рассмотрение китайских властей был вынесен законопроект, запрещающий ВИЧ-инфицированным лицам пользоваться общественными банями. Несмотря на активные протесты ученых и международных организаций, жители Китая этот законопроект, как ни странно, поддерживают.

Факт № 7

О ВИЧ и предрассудках

Несмотря на массу достоверной информации в СМИ о ВИЧ-инфекции и СПИДе, многие люди не в курсе реального положения дел, а некоторые нелепые предрассудки бытуют до сих пор.

Исследование, проведенное благотворительной организацией The National AIDS Trust в 2013 году, выявило, что 46 % из 12 тысяч опрошенных британцев уверены: «подхватить» ВИЧ можно, случайно наступив на брошенную в парке иглу или получив плевок от незнакомого человека. Что не соответствует истине — заражение возможно только при вагинальном, анальном и оральном сексе, при попадании зараженной крови в кровоток здорового человека (например, во время использования инъекционных наркотиков) и от матери к ребенку (во время родов и кормления молоком). Перенос вируса через случайный укол происходит крайне редко: риск заболеть ВИЧ-инфекцией, если иглой пользовался больной человек, — 0,3%. Кроме того, в окружающей среде ВИЧ «протянет» недолго, и игла, пролежавшая какое-то время на улице, как правило, не опасна.

Другой опрос, проведенный среди двух тысяч студентов высших учебных заведений в Турции в 2012 году, показал: 16 % респондентов верят в то, что ВИЧ-инфекция и СПИД являются Божьим наказанием за грехи, 8 % опрошенных считают, что правильное питание и спорт уберегут их от вируса, а 9 % уверены, что сильная и страстная любовь сильнее болезни.

Однако в том, что обыватели подвержены предрассудкам, нет ничего удивительного — многие неверные суждения насаживались извне. Например, если верить документам, опубликованным американской разведкой, руководство СССР долгое время называло ВИЧ биологическим оружием, создаваемым вражеской стороной, и целенаправленно сеяло подобные воззрения в массах.

Анна Кирикова